Фашизм — что это такое

29.11.2015

Первым делом разберёмся что же называть фашизмом. "Фашизм" — слово, идущее от итальянского "fascismo", образованного от "fas-cio", пучок, связка, объединение. Фашизм — это объединение людей в единую массу, а в конечном счёте рабочий механизм, цености и возможности которого выше ценности любого отдельного человека, и для которого обычная человеческая мораль, правила и ценности уже не работают. Любой отдельный человек (за исключением очень небольшого числа преступников) знает, что людей убивать вообще нельзя, но каждый винтик фашистского строя знает, что если человек хоть как-то мешает строю, то его убивать не только можно, но и нужно. Противоречие (нельзя, но можно и нужно) решается полным выключением по настоящему человеческих, личностных качеств (совесть, сочувствие, сострадание, уважение, достоинство), отличающих человека от животного. В той же нацистской Германии — после поражения, то есть разрушения объединяющего людей фашистского механизма, большинство людей искренне не понимали как они могли делать то что они делали. И это не было притворством. Для участия в фашизме личности просто выключались. Люди не становились "жестокими людьми-убийцами", которые могли бы и должны бы отвечать за жестокость, а превращались в амёб, для которых "жестокость" или "убийство" — пустой звук.

Фашизм и нацизм — разные вещи. Нацизм — всего лишь одна из идей и форм фашизма, фашизм основанный на идее превосходства и противостояния другим нациям. Но идеей, объединяющей разнообразных мыслящих и отвечающих за свои собственные поступки людей в один сжатый кулак может быть что угодно, даже коммунизм, идея классовой вражды. Важна не столько объединяющая идея, сколько причины и методы объединения людей в единый организм.

Фашиствующие амёбы.

Есть такие амебы, Dictyostelium discoideum, которые в нормальных условиях живут поодиночке, не передвигаются и питаются подножным кормом. Когда условия жизни становятся плохими, питания не хватает, амёбы начинают выделять спецсигнал «клеточного голода». Если такой сигнал выделяет достаточно большое количество амёб, то под его влиянием ВСЕ амёбы ареала сползаются в кучу и формируют движущийся(!) "слизевик". Часть амеб превращаются в клетки ножки, и выстраивают пирамиду, те, кто оказался наверху становятся спорами. Клетки ножки-подставки в конечном счёте погибают, а споры с высоты слизевика летят и завоёвывают новые места обитания для вида Dictyostelium discoideum.
амёбы 2амёбы слиз

Запомните эту живую иллюстрацию. Индивиды амёб, в нормальных условиях живущие и кормящиеся сами по себе, в невозможных для жизни большинства условиях собираются в единый организм, подчиняющийся одной сверхкоманде. В конечном счёте большая часть клеток этого организма (бывших отдельных амёб) гибнет для того чтобы меньшая возможно продолжила род в более благоприятных для жизни местах. Это — эволюционно сформировавшийся механизм выживания вида, для которого не надо быть умнее амёбы.

Амёба — не человек.

С человеком сложнее. Человек знает что такое время, и способен разумно приноравливаться к ситуации в широких пределах. Одного недостатка пищи, или любых других критических ситуаций мало. Если пшеница не выросла и начался голод, человек знает что надо потерпеть и посадить вдобавок картошку, и на следующий год всё будет хорошо. Если ураган разрушил дома, нпридётся помёрзнуть но построить новые, и жить дальше как ни в чём ни бывало. В обычных условиях среднестатистических природных катаклизмов это работает, человек терпит лишения, но сохраняет контроль над ситуацией и нормальное расположение духа. Но вот если начинает творится непонятно что, хороший урожай каждый год отбирают под дулом пистолета, а ураган приходит вновь и вновь как раз тогда когда дом только закончен — человек утрачивает веру в то, что сможет справится с происходящим самостоятельно и не видит что он может сделать сам чтобы всё стало нормально. Тогда и появляется настоящий страх,и за себя и за детей.

Постоянный дискомфорт, несоответствие затрачиваемых усилий получаемому результату, и, самое главное, страх от того что ты не можешь больше контролировать ситуацию, потеря почвы под ногами — это и есть основа фашизма у людей. Не просто страх перед чем-то, а страх вообще, страх непонятно чего, иррациональный страх. Страх перед тем с чем непонятно как бороться. "Если со мной уже происходит такая фигня, и я ничего не могу сделать, то что же со мной может случиться ещё?". Потому что если опасность действительно существует и может быть понята — с ней можно бороться осмысленно, по человечески, предпринимать какие-то человеческие стратегические шаги по устранению и надеяться на результат собственных и совместных осмысленнных усилий. Если человек перестаёт понимать что происходит и почему так плохо, он склонен отказаться от бессильного в данных условиях разума, и довериться первобытнейшему видовому инстинкту слияния в сверхособь, чтобы хоть кто-то в конце концов выжил и сохранил род. Это, в некотором биологическом смысле — норма.

Основа фашизма — слабость обычного нормального человека, привычный страх многих людей что каждый из них не сможет справиться с ситуацией в одиночку.

пинк флойд - война

Психологическая основа фашизма.

По настоящему напугать человека можно только в детстве, когда личность только начинает формироваться. Ребёнок смотрит на мир, и оценивает возможность родителей и взрослых вообще с этим миром справляться, управлять им. Мир часто пугает маленького человека. Вспомните свои детские страхи. Если вспомнили — хорошо, но это в любом случае только надводная часть айсберга. Если взрослые демонстрируют спокойствие и реальные возможности справиться с пугающими происшествиями, то и ребёнок приобретает от них эту уверенность в себе, в своих возможностях справиться с любыми вызовами мира, а так же сами приёмы совладания. В дальнейшем личность такого ребёнка сломать практически невозможно. Если же родители постоянно сами боятся за себя, за ребёнка, если они не могут обеспечить базовые необходимости (еду, тепло, кров), или, ещё хуже, боятся вообще неизвестно чего и не выпускают ребёнка на улицу погулять, пугая Бабаем или шпионами, которые разбрасывают отравленные конфеты, то ребёнок вырастает с глубокой увернностью что люди, пусть даже хорошие, не могут справиться с миром, его страх становится постоянным и глубоким. Хотя часто этот страх перестаёт ощущаться остро, перестаёт быть заметным, но он готов вспыхнуть в любой момент и отключить высшие функции.

Основа фашизма — неуверенная в себе личность. Чем глубже прячется неуверенность, тем прочнее будет фашистский организм, и тем дольше он сможет продержаться. Условия проявления фашизма — появление в обществе большого количества вроде бы взрослых людей, которые в глубине души знают, что они сами не в состоянии справиться с вызовами жизни.   

пролфаш

Как зарождается фашизм.

Первым делом с обществом происходит какая-то катастрофа с которой люди не могут справиться. Народ находится под постоянным прессом, причём без видимой возможности выхода, отсутствует возможность "начать с себя". То есть давление должно быть как со стороны других народов, так и изнутри, например, со стороны своего правительства. Причём очень важным моментом является невозможность понять причины длительно продолжающейся катастрофы и наметить что можно сделать для исправления ситуации. Если на маленькую страну напала и победила её большая, то в маленькой стране фашизм вряд ли образуется. Потому что ситуация в принципе понятна, да, "дерьмо случается", но надо как то жить, приноравливаться. А вот если великая страна вдруг непонятно от чего вдруг обрушилась, или начала захватническую войну с вроде как слабым противником и потрепела поражение — вот тут в этой стране вполне возможно зарождение фашизма.

Вспомните ситуацию в Германии в начале XX века. Поражение в войне, Версальский мир, направленный на уничтожение промышленности Германии, разруха, падение производства, безработица, чувство национальной ущемлённости, недовольство новым олигархическим правительством, падение курса марки, оккупация Францией Рурской области… Простые немцы не понимали как всё это получилось, кто втянул их в эти передряги, и, главное, что может сделать каждый чтобы хотя бы начать из этого выбираться. И вот эти страх, дискомфорт и безысходность простых людей и стали причиной возникновения 3-го Рейха, единого национального огранизма объединённого идеей превосходства арийской расы и неизбежного её торжества над всеми врагами.

Но полноценный фашизм образуется не сразу. Надо не только разок напугать людей и лишить их возможности управлять страной и добывать необходимые блага, но и слегка выдрессировать их, показать что любые их попытки справиться с ситуацией обречены, а ещё лучше подождать пока у этих людей выратут напуганные дети. Вот с этими детьми можно делать что угодно. Вернее даже не с ними, а сами эти напуганные дети будут делать что угодно, только бы как то унять преследующий их неосознаваемый страх. Они пойдут на что угодно для сохранения своей нации или другой общности.

 

Власть толпы

Итак, первое условие это господствующий в обществе страх, невозможность большинства людей наметить какие-либо пути выхода из кризиса. Но как же из нормальных, думающих, чувствующих отдельных людей может получиться один единый организм-слизевик? На первый взгляд это трудно вообразить. Но психологам прекрасно известно, как легко масса народа превращется в единую и совершенно безмозглую сущность. Такое очень легко случается, это можно увидеть, например, во время пожара на стадионе, когда примитивный инстинкт "выжить" полностью отключает личности людей, и они бессмысленно мечутся рядом с выходом, давя детей и женщин, и потом практически ничего не помнят. Это гораздо ближе к нам, людям, чем кажется когда сидишь в одиночестве за компом и уверяешь себя "со мной такого точно быть не может!".

Но это ещё не фашизм. У такой толпы нет организации, и она не способна сохраняться долго.

давка 2

Старая новая метла.

Есть старая притча, о старике, который перед смертью позвал сыновей чтобы научить их не ссориться друг с другом, и попросил их сломать веник. Это ни у кого из них не получилось, и он разобрал веник и попросил их сломать по нескольку прутьев, что, конечно получилось легко. "Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок."

Притча интересная, но есть интересный момент.
Каждая соломинка-человек может что-то решать для себя, выбирать что думать, что делать, как действовать, в каком направлении двигаться. Веник, связанный из таких соломинок с разными взглядами должен кем-то управляться, иначе он с места не сдвинется, каждая соломинка будет тянуть в свою сторону. Есть два варианта как "венику" обрести целостность и управление. 

Первый вариант "демократический", выбрать какую-либо из соломинок командиром и её слушаться, просто как акт свободной воли, понимая что это просто одна из соломинок, только выбранная для командования, пусть даже старшая и лучшая. Подчинение остаётся актом свободной воли, соломинка может сказать себе "Я подчиняюсь". 
Второй вариант фашистский — превратиться в однородную массу, единый и неделимый веник, начать думать одинаково, инстинктами, чтобы совершать движения одновременно, как стая рыбок или птиц. Каждая соломинка может сказать "Нет Я, есть МЫ"

В рассматриваемом нами случае, в случае непонятности и безвыходности ситуации, невозможности отдельно взятого человека как-то на неё повлиять, первый вариант невозможен. Если человек не верит в себя и, соотвественно в других, он не верит чтосможет выбрать адекватного командира, не верит что сможет подчиниться по своей воле и что во всём этом вообще есть какой то смысл — выборов не будет. Остаётся второй вариант.

метла

Рождение фашистского организма

Но люди, даже пожелав раствориться в массе соплеменников не могут полностью довериться инстинктам и превратиться в рыбок или амёб, у них остаётся как минимум речь, и сложная государственная структура со всякими производствами и вообще культурой. Само государство является более сложным организмом чем слизевик или стая рыб. Слизевику из амёб достаточно двух типов клеток — движущейся ножки и спор. Перед складывающимся из человеческих особей "слизевиком" стоят сложные задачи противодействия другим государствам и идеологиям, для решения которых ему необходимы органы и системы — нервная, пищеварительная, кровеносная, эндокринная (госаппарат, промышленность, транспорт, культура), а также нужен центр, мозг, который управлял бы всеми этими госсистемами.

Первой, на на основе идеи избранности и уникальности, формируется система объединения "клеток" при помощи условных сигналов и основных системных кодов. Самое главное — объединяющий всех образ врага, которого надо и можно победить. Второе — сонастройка "клеток" при помощи массовых объединяющих внимание людей символов или ритуалов (марши, шествия, пропагандистские плакаты). Одновременно с этим формируется "центр", то есть появляется явный вождь. Ни один фашистский режим не обходится без Великого Вождя.

Кто и как становится фашистким вождём.

Фашистскому вождю нет необходимости быть сильным, смелым или умным. Известно, что тот же Гитлер был трусоват и истеричен. Так как же он стал, и, главное, оставался вождём?
Ответ прост. Фашистскому лидеру достаточно обладать только двумя качествами.
Во первых он должен быть хорошим зеркалом, в котором народ в целом и отдельные функционеры будет видеть свои собственные чаяния и мысли. Для этого лицо лидера не должно говорить о его личных человеческих чувствах, показывать его сомнения, слабости и вообще личность. У Вождя должна быть либо застывшая многозначная маска, в которой каждый мог бы видеть что он хочет, либо его мимика и поведение должны быть безумны и неадекватны, опять же, чтобы никто не мог "прочитать" что же он на самом деле думает и чувствует. Тогда каждый напуганный  человек, желающий чтобы кто-то сильный наконец справился с ситуацией, может видеть в его лице то, что сам жаждет увидеть — силу и надежду на спасение.
Во вторых он должен быть хорошим манипулятором, чтобы укреплять появляющиеся внутри фашистского организма связи, повязывать всех круговой порукой, или стравливать для достижения постоянного напряжения и лучшего результата. Он должен видеть слабости людей и играть на них. Надо понимать, что манипулирование — не признак большого ума, это первое что ребёнок учится делать с родителями. Долго объяснять, но механизмы формируются задолго до появления речи. Грубо говоря, младенец довольно быстро соображает что заплакав он может позвать маму, а засмеявшись вызвать её улыбку и получить игрушку. А в три-четыре года ребёнок, живущий в плохих психологических условиях, становится уже достаточно искусным психологом-манипулятором и отлично знает слабые места своих родителей.

картинка "Сильный вождь"

Механика появления фашистских идей

Например, выступает будущий вождь. Он с надрывом кричит: "Доколе мы будем терпеть? Надо сделать всё чтобы прекратить тот кошмар который творится в нашей стране!"
В ответ слашит разнообразные выкрики "Правительство в отставку! Евреев в топку! Пидарасы за…ли! Отобрать деньги у жидов! ". Эти идеи нелогичны, они приходят из коллективного бессознательного людей. Но их ценность или логичность неважна. Их главная задача — объединить людей. Вождь видит какие идеи наиболее популярны, и возвращает их обратно народу:
"Во всём виноваты евреи! Их надо уничтожить и забрать себе их деньги, и тогда кошмар прекратится!" — и в ответ слышит многоголосое исполненное облегчения и энтузиазма "ура" людей, которые понимают что выход наконец найден, и можно браться за дело.

На самом деле толпа решает что именно надо сделать и какие средства использовать, а "лидер" лишь собирает чаяния толпы в фокус, чем и показывает себя "лидером", хотя на самом деле не ведёт, а является ведомым. При этом, что очень важно, ни отдельные люди, ни вождь не несут ответственности ни за идеи, ни за действия. Толпа — потому что считает что это Вождь так сказал. Вождь — потому что он на самом деле ничего такого не говорил и не решал, а просто оказался в нужное время в нужном месте и выразил общую волю. Ни вождь, ни толпа не несут в этом случае отвественности. Так же как каждый человек, составляющий толпу на горящем стадионе не может нести персональной уголовной ответственности за затоптаных детей (хотя может испытывать угрызения совести после возвращения человеческого сознания). Потому что никто лично этого не делал, да и не мог бы сделать, даже под страхом смерти. Это сделала толпа в целом.

От идеи "Покончить с владычеством евреев и вернуть Германии былую славу" до практических решений и действий типа нападения на Европу и СССР и печей Бухенвальда довольно много шагов. Среди которых есть и вполне обдуманные. Но эти шаги делает не вождь. Задача фашистского вождя — быть зеркалом желаний и страхов народа, причём народа не в смысле множества умных и самостоятельных личностей, а в смысле единого спасающегося от неизвестной опасности организма. 


 манипуляторстрелка

Образ фашистского вождя

Фашистский вождь, появившись, обязательно обожествляется. Это необходимый этап развития фашистского общества.

Как я уже говорил, создающие фашисткое общество люди не верят в возможности человека, и поверить они могут только тому кто не обладает человеческими качествами и следукющими из них слабостями. И они сами наделяют лидера столь желаемыми качествами  — всеведением, непогрешимостью, отсутствием человеческих слабостей и т.д. Даже если обнаруживаются человеческие слабости, подданые не могут позволить себе поверить в человеческую природу вождя, потому что для них это значит утрату веры и надежды. Малейший намёк на слабость, мысль о том что "вождь тоже может ошибаться" непереносимы для клетки фашистского организма, и поэтому, любые человеческие слабости вождя легко объясняются капризами бога, который может позволить себе что угодно, даже временные слабости.

Ходят слухи что Гитлер сам был немножко евреем. Я не могу сказать так это или нет, но скажу так. Если бы такой факт всплыл в начале формирования фашисткого организма, Гитлер был бы отстранён и уничтожен, как неблагонадёжный, а то и вовсе шпион. Если бы этот факт всплыл когда образ полубога был сформирован, это бы было в глазах общества наоборот, достоинством — Гитлер смог победить еврея в себе, значит сможет и в мире. После обожествления любые, абсолютно любые идеи и факты о фашистком лидере только  подтверждают его божественную сущность. "Что позволено Юпитеру, то не позволено волу", "все равны, но некоторые — равнее". Любое сомнение в личности вождя или в выбранном народом и озвученном вождём курсе считается (да и на самом деле является) изменой обществу, предательством сплотившегося народа, действием, направленным на подрыв работоспособности механизма везущего народ в светлое завтра.

вождь - вбирает

Следствия образования фашистского общества

Конечно, в конце концов вождь выучивает предлагаемую ему роль живого всезнающего бога, повелевающего мановением пальца. Он узнает "чего народ боится" и "чего хочет народ" (избавления от страха при помощи рождённых коллективным бессознательным идей),  и выдаёт желаемое. Он узнаёт чего боятся и чего хотят его конкретные соратники и подчинённые, и виртуозно играет на их слабостях и стремлениях. Неподходящих — убирает, ставит на их место более подходящих, при этом продолжая следить "чего же ожидает народ". Мозг подчиняет себе тело, формирует необходимые системы, но всё это происходит не по чьей-то воле, а так же как формируются все организмы — по некоей программе, в которой каждая клетка выполняет свою функцию. Организм получается молодой, простой и сильный. Окрылённая открывшимися перспективами с одной стороны, и подстёгиваемая  животным страхом с другой, нация делает огромный скачок. Кстати, иногда возникает вопрос "покажите политиков, которые бы выполняли свои обещания". Так вот НСДАП свои обещания выполнила и перевыполнила, за какие то 10-15 лет при помощи объединившегося народа подняла экономику, промышленность, науку и здравоохранение Германии на недосягаемую высоту и сделала из Германии ведущего игрока на международной арене. 

Самое главное, я вовсе не хочу сказать что совершенно конкретных распоряжений или даже умных решений у фашистского лидера быть не может вообще. Я говорю только про выработку общего направления развития общества, культуры, чтоли. Про то, что отличает фашистский госстрой от всех остальных. Попробую объяснить на примере.

манипулятор

Доктор Гитлер

Первым делом найдём манипулятора. Многие смотрели сериал "Дотор Хауз". Хауз идеально подходит на главную роль нашей зарисовки.
Теперь представьте, что
1. Хауз живёт не в благополучной Америке, а в нищей стране, которой голод, безработица и вообще происходит что-то непонятное.
2. В этой стране человек-человеку волк и девиз один "умри ты сегодня а я — завтра", и каждый боится потерять работу, потому что это — фактически смерть.
3. Хауз лишён юмора и самоиронии (необязательно, но очень желательно, как минимум на публике).

Так вот в этом случае Хауз во первых очень быстро станет главврачом, потому что пока он не главврач он не будет чувствовать себя в безопасности. Во вторых, во вверенной больнице очень скоро образуется маленький локальный фашизм, со сплошной круговой порукой, где каждый бы боялся коллег и при этом старался быть идеальным винтиком, только бы Хауз его не уволил и он не оказался в одиночестве. При этом качество лечения в больнице будет очень неплохим, люди будут работать с воодушевлением и на износ, и достигать невиданных вершин.

готово - хаус2

Так что если кто хочет посмотреть на "Гитлера сегодня" — посмотрите сериал "Доктор Хауз".

Итак, вот несколько признаков фашизма:

  • Неуверенность и страх большинства членов общества, невозможность положиться на самого себя. 
  • Появление великого лидера, все действия которого априори признаются абсолютно верными и не подлежащими критике. Если действие очевидно глупое — всё равно "ему виднее, мы, простые люди, не можем знать всё".
  • Спаянность людей в один эффективный рабочий механизм, превосходство общей идеи и государственных интересов над любыми личными. Пренебрежение ценностью отдельной личности и любыми её правами, если они идут вразрез с общими интересами. При этом "вразрез" означает даже просто неполное согласие, оно разрушает главное преимущество фашистского строя — монолитность и силу
  • Механизмы дегуманизации, обеспечивающие п.2, то есть "Люди, которые против — вовсе не люди, и поэтому с ними можно делать что угодно". Короче — "кто не с нами, тот против нас" плюс "если враг не сдаётся — его уничтожают".

Фашизм и тоталитаризм

В социологии есть термин "тоталитаризм" ,под которым и пытаются объединить различные типы фашизма. Я полагаю, что фашизм и тоталитаризм это совершенно разные вещи. Тоталитаризм — государственное устройство, окончательная стадия фашизма, а фашизм — психическое явление, молодость тоталитаризма.

Если в сстране фашизм — есть огромный энтузиазм, народ сжимается в единый кулак по зову сердца, какой то специальный контроль за членами не нужен. При тоталитаризме отдельные личности уже трезво оценивают обстановку, саботируют в меру сил правила и приказы, хотят сбежать, и сбегут при первой возможности. И вот тут начинается реальная слежка, сильное государство насильно удерживает "винтиков" в системе при помощи кнутов и пряников.

Фашизм — психическое явление народных масс, которое я и расматривал в этой статье. Фашизм приводит к тоталитаризму, тоталитаризм — завершающая стадия фашизма, тип государственного устройства и культуры.

Утащить к себе:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Technorati
  • Digg
  • БобрДобр
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники


оставить комментарий

Надо войти чтобы комментировать.